Случай. Алина, 12 лет.

Случай. Алина 12 лет. Проблемы с успеваемостью.
История. После одного из моих вебинаров со мной связалась мама 12тилетней Алины и спросила — как ей быть? У дочери появились серьезные проблемы в успеваемости и в конце учебного года грозило отчисление из школы. Сама Алина не видит возможных последствий. Предметы, по которым Алина получала одни двойки были ей не интересны вовсе, однако школа Алине нравилась и расставаться с ней ей не хотелось. Мама подростка не знала, как ей поступать – дождаться пока в школе встанет вопрос ребром и с Алиной будут говорить учителя и директор, или взять решение проблемы, нарастающей как снежный ком, в свои руки и силой родительского авторитета заставить Алину учиться, нанять репетиторов и увеличить нагрузку втрое, чтобы успеть до конца года исправить положение.

Комментарии психолога.
— Если вы узнаете в своем ребенке особенности подросткового периода – то часть проблем с успеваемостью может быть обусловлена ими — интерес к школе уходит в фон, и выходит на первый план влечение к общению.
— Не видит последствий плохой успеваемости – это характерно для детей младшего возраста и раннего/среднего подросткового периода. Чтобы увидеть глобальные последствия на год вперед – нужно уметь хорошо планировать, четко видеть и понимать причинно-следственные связи и обладать высоким уровнем сознания и воли. Только зрелые люди способны долго работать, не видя конкретных плодов своего труда на протяжении длительного времени ради благой цели. Детям нужны более ясные и короткие связи – «я сделал то-то, получилось то-то; а потом я сделал так и получилось вот так вот». В противном случае мотивация быстро угаснет.
— Прежде, чем взять решение проблемы с свои руки — стоит попробовать потратить некоторое время, чтобы объяснить Алине долгосрочные и краткосрочные причинно-следственные связи. ВАЖНО объяснять не в наставляюще-доказательной манере, а ВМЕСТЕ с ней построить логическую цепочку от причины к следствию, помочь ей самой разобраться. Здесь выигрывает спокойный рассудительный тон. ВАЖНО понимать, что разговор это не санкция – это помощь в понимании поступков и последствий — вы учите её планировать, связывать одно с другим. Конечно, одного разговора будет маловато – объясняя что-то новое, будьте готовы показывать, как это работает в разных ситуациях, на различных примерах. И наберитесь терпения.

Как можно поговорить об этом с подростком.
Начать можно с того, что сама Алина думает о происходящей ситуации.
«У тебя накопилось много плохих отметок по некоторым предметам. Какие у тебя идеи, нужно ли их исправлять, как тебе кажется?»
— «да» – «Нужна ли тебе помощь? Давай попробуем вместе?» (*за нее не делаете, помогите почувствовать, что она может сама и в конце получается успешно*).
— «нет» – «Как ты думаешь, а какие будут последствия, если оценки не исправлять?»
— «будут ругать» — «Думаешь плохие оценки ставят только для того, чтобы за них поругать? Думаю, для чего-то другого, как ты думаешь, для чего?» (*желательно помочь ей самой сформулировать правильный вывод*)
– «оценки для того, чтобы учителя и родители видели справляется ученик с заданиями или нет».

Помогите увидеть последствия и найти возможные варианты изменения ситуации вместе.
«Если ученик не справляется, что нужно делать как ты думаешь?» (*на любой ваш вопрос старайтесь помочь Алине найти свой самостоятельный ответ*).
«Мне кажется, что можно помочь ученику справиться – я могу тебе помочь или мы можем попросить о помощи твоего учителя?» (*тут как раз можно поднять тему нравится ли ей ее учитель, вероятно проблема в отношениях с этим учителем, например, он недостаточно времени уделяет отстающим ученикам*). «Мы можем попросить другого учителя» (*если есть возможность нанять репетитора и нет времени заниматься самому – то можно такой вариант предложить*).

Обсудите какими могут самые тяжелые последствия.
«Можно попробовать пройти эту программу еще раз, чтобы лучше усвоить – это значит остаться на второй год». (*вместе выводим последствия такой ситуации – другие одноклассники, друзья быстрее закончат школу*).
«Можно пойти в другую школу, но там нужно будет делать такие же задания, и все-равно стараться справиться с трудностями». (*снова потерять друзей и любимой школы*).

Попробуйте апеллировать к духовным ценностям.
«Как ты думаешь, человек, который легко сдается, он какой? Что получается у людей, которые легко сдаются?»
Приводите примеры. От серьезных до шутливых:
– если я буду мыть посуду, не смогу сразу оттереть пятно и все брошу на полпути – то так все время и буду есть из грязных тарелок;
– если спортсмен будет заниматься теннисом, проиграет на соревнованиях и решит все бросить — пойдет в другой спорт, но там столкнется с такой же ситуацией, и снова его бросит… он станет чемпионом?

Делитесь личным опытом и опытом своих друзей.
Не всегда то, что не получается – впоследствии не пригодится. Я приведу свой пример – я сама очень любила математику и отлично справлялась, а вот предметы, связанные с гуманитарными науками, мне не нравились – но на деле я психолог (это был мой собственный и осознанный выбор) и к математике я не имею никакого отношения.
Здесь же можно говорить о том, что в любой, даже любимой работе есть часть рутины. Даже в заботе о любимом доме есть часть рутины — платить по счетам, убираться.

Учите подростка полезным навыкам.
Основная цель не 5ки – 5ки всего лишь приятный бонус. Основная цель научиться всем навыкам, способностям и умениям, которые стоят за этими 5ками.
Расскажите о навыках управления временем. Например, 2 часа на обязательства, в конце обязательно поощрение и час занятий чем-то любимым.
Долго делает уроки – научите подростка делить время дня, отведенное для занятий, на небольшие промежутки – 25 минут активной работы и 10 минут отдыха. Введите элемент игры и соревнования. Есть даже приложения, которые можно поставить на телефон (например, Forest: stay focused, be present) – чем меньше мы отвлекаетесь за отмеченный промежуток времени на социальные сети, сообщения и прочее – тем выше вырастает наше интерактивное деревце. 25-40 минут полноценной постоянной включенности — нормальный предел подростка. Это обусловлено физиологически в том числе — структуры мозга, которые должны мобилизовать уставшую систему, только дозревают в этом возрасте. Поэтому смело прерываемся, чередуем деятельность – сменяем интеллектуальную на физическую, например. И потом снова к работе.

Помогайте разбираться в чувствах.
«Да, ты злишься, да тебе не хочется, да я вижу, что ты сопротивляешься — это неприятно, когда не получается». Наделите нелюбимую задачу другими чувствами — и другим смыслом — это может быть не просто уроками по математике, это может быть тренировкой упрямства, это может быть тренировкой взрослости и зрелости. Зависит от того какая мотивация ей интересна.
Процесс обучения и общения с вами должен удовольствие приносить. Можно вместе с Алиной это удовольствие попытаться обнаружить.

Пока мы с мамой разбирались, как можно повести себя в отношениях с дочкой – мама очень уверенно заверяла меня, что перепробовала все. Однако в результате моих расспросов выяснилось, что у Алины есть увлечение – девочка очень любит фотографировать и занимается этим усидчиво и увлеченно, разбирается с обработкой фотографий и охотно развивается в этой сфере. Одна беда – Алина потеряла уже 3 фотоаппарата. Оказалось, что воспитательные беседы проводились с просьбами – следить за вещами внимательнее. Но своего эффекта они не произвели. Получилось, что Алине не удалось столкнуться с последствиями своей невнимательности – она тут же получала новую технику после непродолжительной беседы. Сейчас у Алины новый фотоаппарат. Проблемы с нарушением причинно-следственных связей стали проясняться.

Расширяйте зону ответственности подростка.
Довольно хорошая практика – давать подростку возможность трудиться. Нет ничего страшного, чтобы показать связь между вложенными усилиями и полученным результатом, так сказать с помощью конкретного труда (конечно, в разумных пределах, не стоит требовать с него как со взрослого). За некоторые бытовые дела можно платить небольшие деньги. Можно договориться с вашими друзьями и давать различные поручения — тем самым связь между трудом и результатом самая наглядная.
В случае Алины, возможно, стоило предложить заработать на камеру.

Важно помочь подростку понять из чего складывается цена. Если вернуться к экономическим основам — цена превышает себестоимость конкретного товара или услуги и включает в себя множество компонентов, которые нужно включать в цену, чтобы окупить затраты.
Цена нового фотоаппарата для родителей – это в первую очередь деньги, которые могли быть выделены в ущерб – сбережениям, отпуску, покупке необходимых вещей. Но цена фотоаппарата для Алины – скорее стремиться к «0», потому что потеря камеры сама по себе быстро восполняется.
Можно попробовать помочь Алине обнаружить, что цена ее техники это:
— усилия, которые стоят за зарабатыванием конкретных денег, а также ограничениях с других расходах
— 3-4 фотоаппарата – вместе соответствуют цене одного профессионального фотоаппарата, а это может быть путь к профессии
— ценность — субъективное чувство удовольствия, которое приносит хобби, увлечение.
Список можно продолжать – важно, чтобы потеря ощущалась как личная потеря. В этом месте появляется запал для того, чтобы возможно было предпринять действия к восполнению этой потери. А вот ценить фотоаппарат нет необходимости, если действия по восполнению потери предпринимают только родители.

Ирина Козлова


Адрес:

г. Москва, Лялин переулок 4с2, М.